Четверг, 28 Марта 2024
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА
Меню сайта
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Категории раздела
    Мои статьи [2]
    Поиск
    Главная » Статьи » Мои статьи

    О ХРИСТИАНСТВЕ В КРЫМУ

    Христианство в Крыму имеет древнюю историю. По преданию, первым здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный. Также согласно преданию именно в Крыму около 97 года принял мученическую смерть святой Климент, папа римский.

    В начале IV века Константином Великим христианству был придан статус государственной религии Римской империи. В этот период Риму принадлежали бывшие греческие поселения Боспорского царства и Херсонес. Остальная территория Крыма была захвачена в III веке германским племенем готов. Христианские миссионеры вели среди готов достаточно успешную миссионерскую деятельность. После легализации христианства на территории Крыма возникли три епархии — Боспорская (с центром в Пантикапее, современная Керчь), Херсонесская и Готская. Боспорский и Готский епископы участвовали в Никейском соборе 325 года, епископ Херсонеса Эферия подписал акты Константинопольского собора в 381 году. В конце IV века после распада империи на Западную и Восточную Крым оказался в сфере интересов Константинополя. В 655 году в Херсонесе умер святой Мартин I, папа римский, сосланный сюда византийским императором за осуждение монофелитства. В VIII веке в Крым переселилось из Малой Азии большое количество иконопочитателей, преследуемых пришедшими к власти иконоборцами. Число епархий увеличилось до 5, были созданы Сурожская (с центром в Судаке) и Фулльская (местоположение неизвестно). В IX веке Херсонес посетили просветители славян святые Кирилл и Мефодий, которые утверждали веру местных жителей. Кирилл вывез из Крыма часть мощей святого Климента и преподнёс их папе римскому Адриану II. Культ святого Климента стал в этот период в Крыму первостепенным.
    К началу XIII века горный и южнобережный Крым находился под властью Византийской империи. После её распада, последовавшего за четвёртым Крестовым походом (1204 год), на территории бывших византийских владений образовалось княжество Феодоро. Государственной религией княжества было православие, официальным языком — греческий, а население представляло собой полиэтнический конгломерат с преобладанием греков и крымских готов. Вскоре после этого в 1223 году степной Крым был захвачен татаро-монголами и стал улусом Золотой орды. В 1266 году по договору с ордынцами в Крыму возникла первая генуэзская колония — Каффа (Феодосия). Впоследствии Генуя расширила свои владения в Крыму, отвоевав к XIV веку у Венеции и Феодоро всё южное побережье. В генуэзские колонии прибыло значительное число священников и миссионеров, главным образом, из ордена францисканцев. Францисканцы кроме окормления католиков в факториях Генуи вели миссионерскую работу среди местного тюркоязычного населения, в частности ими был осуществлён перевод Библии на татарский (кыпчакский) язык и составлен знаменитый памятник кыпчакского языка — Codex Cumanicus. Сведениями о том, насколько успешной была миссионерская деятельность среди местного населения, современные историки не располагают. В 1318 году папа Иоанн XXII учредил католическую Каффскую епархию во главе с францисканским кустодом Джеронимо. В 1332 году была создана епархия в Воспоро (Керчь) и Херсонесе, в 1357 году в Чембало (Балаклава), а в 1365 году в Солдайе (Судак). К XV веку в Каффе было около 20 католических церквей и два монастыря. После распада Золотой Орды и образования в середине XV века Крымского ханства положение генуэзских колоний существенным образом не изменилось.
    В 1475 году процветанию колоний пришёл конец, они вместе с землями княжества Феодоро были захвачены Османской империей. Значительная часть итальянского населения погибла при завоевании, а большую часть уцелевших османский султан Мехмед II переселил в свою столицу Константинополь. Немногочисленная группа итальянцев-католиков перебралась под защиту обещавшего им своё покровительство крымского хана Менгли I Герая. Хан поселил их в селе Сююр-Таш (ныне Тургеневка Бахчисарайского района), расположенном в горной местности к югу от Бахчисарая. Итальянцам были дарованы права дворянства, и они часто привлекались на дипломатическую службу. Позднее католическая община переселилась в село Фоти-Сала, также находящееся поблизости от Бахчисарая. Община постепенно ассимилировалась с окружающим греческим и крымскотатарским населением. По свидетельству каффинского префекта, доминиканца д’Асколи, в начале XVII века там было лишь 12 католических семей, а к середине XVIII века католиков в Фоти-Сала не осталось совсем.

    В XVII веке в ходе войн с Речью Посполитой османы и крымцы захватывали большое количество пленных поляков-католиков. В 1612—1639 году в Каффе действовала миссия доминиканцев, которая вела пастырскую работу среди пленных. В начале XVIII века благодаря политическому сближению Франции с Османской империей французские иезуиты получили возможность действовать в Крыму и даже построить в Бахчисарае небольшой католический храм. В 1740 году, однако, эта миссия была ликвидирована по приказу хана.

    Ещё одну группу католиков в ханском и османском Крыму составляли прихожане Армянской католической церкви. Большая часть (более 90 %) крымских армян принадлежала к Армянской апостольской церкви, но везде, где проживали армяне (в те времена они жили во всех крупных городах Крыма), имелись также небольшие армяно-католические общины. В середине XVIII века численность армян-католиков в Крыму оценивалась в несколько сот человек.

    В XIX веке в Крыму появилось большое число переселенцев, исповедовавших католичество, главным образом, поляков и немцев. Переселенцы прибывали как добровольно, так и вынужденно, к числу последних относились, в основном, ссыльные поляки. В это время здесь было построено большое количество католических церквей: в Ялте, Севастополе, Симферополе и нескольких сёлах. Граф М. С. Воронцов, женатый на польской княгине Браницкой, построил католический храм в Алупке. В Симферополе, кроме латинского храма существовал также армяно-католический храм. В 1914 году общее число католиков латинского и армянского обрядов в Симферополе составляло 2 182 человека. Согласно Переписи населения Российской империи 1897 года в Таврической губернии проживало 23 393 католика.

    На сегодняшний день, большинство христиан Крыма составляют прихожане Православной Церкви Московского Патриархата.
    Категория: Мои статьи | Добавил: simfchurch (29 Сентября 2009)
    Просмотров: 769 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 27
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024